Почему впрыск закись азота очень популярен у поклонников мощных движков? Все очень просто: мощность = топливо + воздух. Получается, что чем больше воздуха и топлива, тем больше мощность двигателя. Следуя этому уравнению, производители систем впрыска закиси азота и достигают в своих системах большое увеличение мощности (у некоторых систем впрыска закиси азота мощность увеличивается до 400 лошадиных сил). Причем, для этого совсем не обязательно иметь сверх навороченный гоночный автомобиль, закись азота можно использовать и в обычных серийных автомобилях.
Несмотря на это многие любители больших скоростей до конца не понимают, как именно впрыск закиси азота позволяет увеличить мощность двигателя. Но что более важно, так это то, что они не понимают, как оптимально настроить систему впрыска закиси азота. Постараюсь прояснить основные принципы работы закиси азота.
Основы.
Как уже писалось выше, для работы двигателя требуется топливо, кислород и воспламенение. Кислород в рабочей смеси (топливо + воздух) выступает как катализатор. Когда рабочую смесь воспламеняет свеча зажигания, то в результате воспламенения смесь расширяется и давит на поршень, двигая его вниз. Закись азота усиливает процесс горения рабочей смеси тремя разными путями:
1. Увеличивается количество кислорода в рабочей смеси. Когда закись азота (химическая формула – N2O) попадает в двигатель, то распадается под действием высоких температур на кислород и азот. И высвободившийся в результате распада кислород позволяет топливу сгорать более эффективно (почти все системы по увеличению мощности двигателя и используют этот метод – турбонадув, компрессоры и т.д.). По сути нитрос (закись азота) позволяет сжигать двигателю больше топлива благодаря дополнительному кислороду.
2. Закись азота улучшает процесс распыление топлива. Бензину, впрочем, как и любой другой жидкости для того, чтобы перейти из жидкого состояния в газообразное необходимо испарится. Для ускорения этого процесса необходимы: температура и распыление, это ключевые моменты с образованием рабочей смеси. Теплота образуется в процессе сгорания рабочей смеси в цилиндрах, а распыление производит система подачи закиси азота. Вследствие этого создаются все условия для более скоростного испарения топлива и более быстрого сгорания с повышенным содержанием кислорода.
3. Закись азота повышает плотность рабочей смеси. Все дело в том, что при впрыске закись азота меняет свое состояние из жидкого в газообразное, причем как всем известно из школьного курса физики – в этом случае газ будет иметь очень низкую температуру. Азот охлаждает рабочую смесь. Смесь становится более холодная и более плотная, а значит, она лучше горит и вследствие этого двигатель вырабатывает больше мощности.
Сразу хочется сказать, и это, кстати, очень частое заблуждение – закись азота не является сама по себе топливом и без топлива не будет увеличивать мощность. Это всего лишь очень хороший способ доставить гораздо большее количество кислорода и тем самым сжечь больше топлива. А как именно будет добавляться закись азота, зависит от типа системы впрыска закиси азота.
Типы систем впрыска закиси азота.
Сегодня на рынке существует огромное количество систем подачи закиси азота, как для карбюраторных двигателей, так и для двигателей с электронным впрыском топлива. Но все эти системы делятся в результате на три вида: «мокрая» система, «сухая» система, «директ-порт» (так называемый прямой впрыск).
Сухая система впрыска закиси азота.
Сухая система впрыска закиси азота является самой легкой в установке, так как работает с родной топливной системой автомобиля. Суть работы этой системы сводится к поставке большего количества топлива с добавлением закиси азота. Увеличение количества поставляемого топлива производится двумя способами. Первый – это перепрограммирование электронного блока управления впрыском топлива, в результате которого поступает больше топлива в камеру сгорания. И второй - увеличение давления топлива, поступающего в двигатель через инжекторы, посредством давления закиси азота и управляющего соленоида при активации системы.
Мокрая система впрыска закиси азота.
Мокрая система впрыска закиси азота – это уже более сложная система впрыска, которая оборудована своими дополнительными компонентами топливной системы, которые вводят дополнительное количество топлива в впускной коллектор. Мокрая система впрыска закиси азота включает в себя отдельный топливный электромагнит и форсунку (она распыляет топливо и закись). В карбюраторном двигателе эта система ставится за карбюратором, а в инжекторе до блока дроссельной заслонки.
Система прямого впрыска закиси азота или «директ-порт»
Такая система является сомой лучшей по получаемому приросту мощности двигателя и самой сложной в установке. В таком типе систем смесь закиси и топлива впрыскивается непосредственно в цилиндры (в каждый по отдельности). Системы прямого впрыска являются самыми точными и с большим запасом для тюнинга, так как можно отрегулировать подачу топлива и закиси отдельно по каждому цилиндру. Единственным недостатком такой системы является сложность в установке. Необходимо просверливать отверстия во впускном коллекторе и вставлять форсунки.
Подведем небольшой итог. Закись азота – один из самых лучших способов для увеличения мощности двигателя. Она доступна по деньгам и достаточно проста в установке. А самое главное – дает существенную прибавку мощности именно в том момент, когда вам это необходимо.