Согласно статистическим данным, в мировой автомобильной практике наблюдается тяготение к дисковым тормозам. Кстати, используются они как на передних колёсах, так и на задних. Отечественные марки автомобилей по старинке сходят с конвейера с задними барабанными тормозами. И тем автовладельцам, которые хотят, следить за современными тенденциями, хотят добиться большей безопасности, приходиться собственноручно доводить тормозную систему «до ума».
Но следует сказать, что дисковые тормоза все же присутствуют на российских автомобилях. Серийно появились впервые на ВАЗ-2108, а чуть позже ими могли похвастаться и другие модели "Жигулей". Но они шли только на передние, наиболее загруженные колеса. Тормоза на задних колесах остались барабанные. В базовой комплектации всеволожского Ford Focus на задних колесах также стоят "барабаны". Правда, при желании, с дополнительной доплатой, вам могут установить дисковые. Большое количество автогигантов отказались от устаревших тормозов. А нам на сегодняшний день остается идти своими путями к доведению тормозной динамики отечественных автомобилей до мировых стандартов.
Передние "диски".
Перейдем к обсуждению самих тормозов. На сегодняшний день на ВАЗах встречается 3 вида. Различия заключаются в вариантах и размерах тормозных дисков:
• Вариант первый на ВАЗ 8-й, 9-й и 10 серии. Уточним, что мы говорим о наиболее ранней модели ВАЗ-2110, которая шла с карбюраторным ДВС. Рассчитан на 13-дюймовое колесо, на которое устанавливается невентилируемый тормозной диск. Сразу оговоримся, что данный вариант имеет наибольшее количество нареканий. Результаты многочисленных тестов и испытаний наглядно показали его низкую эффективность, если авто движется динамично.
• Вариант второй. Рассчитан на ВАЗ-21102 и 2111. Здесь "диски" также идут под 13-дюймовое колесо, но характеристики улучшены за счет наличия вентиляции.
• Вариант третий. Наиболее оптимальный и выигрышный. Диск вентилируемый, да и размеры его больше. Он рассчитан на 14-ое колесо. По результатам всех тестов он показывает самую высокую работоспособность и высокие результаты, даже при условии длительных нагрузок. На заводах подобные тормоза ставят на машины, у которых установлен 16-клапанный двигатель. Это модели ВАЗ-21103, а так же 2112.
Поскольку для автомобилей ВАЗ характерна высокая степень преемственности, большинство автовладельцев, которые придерживаются динамичного стиля вождения, производят доработку и переделку собственного автомобиля на 14-дюймовые тормоза, которые устанавливаются на ВАЗ-2112. Правда и колеса под них нужно устанавливать соответствующие, но в результате затраты себя оправдывают. Да и стоимость подобных доработок в пределах разумного. Для справки, в магазине стоимость комплекта скоб суппортов составляет около 1200 руб. Цена за пару самих 14-е дисков колеблется от 1300 руб. Понадобятся и новые защитные кожухи большего размера, но эта деталь стоит копейки. Сама же работа по переделке по плечу обычному, среднестатистическому автолюбителю, у которого «руки растут из нужного места».
Заграничные производители, выпускающие запчасти и комплектующие для автомобилей вторичного рынка также не игнорируют наши марки. Скажем больше, подавляющее большинство фирм предлагают как тормозные колодки, так и диски. Это объясняется тем, что в процессе проектирования и дисков и колодок происходит четкий просчет многих параметров. Так, например, имеются точные промеры размеров диска и колодок, состава примесей, да и множества других свойств. Но практика показывает, что самые лучшие результаты дают на наших дисках импортные колодки и наоборот. Парадокс! Да и ценовой сегмент импортные изделия занимают более дорогой, чем отечественные. Реально найти дешевые диски, но происхождение их непонятно. Все упирается в толщину кошелька автовладельца. Качество дисков «из-за бугра» достаточно высокое. Например, по мнению многих ВАЗ-овских автособственников, пробег родных дисков составляет 5-6 тыс. км, после чего, потеряв форму, они начинают "бить". А вот за качественной импортной продукцией такого не водится. Главное на подделку не нарваться.
На прилавках автосалонов есть привычные глазу бренды : Ate, AndyСar, Graf, Lucas, Pilenga, Zimmermann. Отечественные производители не так известны. Чаще всего встречаются серийные "вазовские", да ТоргМаш. И о последних, они ярко демонстрируют решения проблемы с перегревом ступичного подшипника. Вентилируемые 15-дюймовые передние тормозные диски продаются разборными, а так же оснащены алюминиевой ступицей. Подобная мулька используется в спорте. Правда, сегодняшним ребятам, занимающимся автоспортом, этого уже недостаточно. На машину ставят 15- дюймовые вентилируемые диски. Подобные вещи выпускает ряд фирм, как наших, так и на западне. Цена подобных комплектов приравнивается к нескольким сотнями долларов. Но вот сертификата на подобную продукцию пока АвтоВАЗ не давал. При желании, купить и установить их не составит проблем, но вот гарантировать результат ни одна серьезная фирма официально не возьмется. Да и представители ГИБДД не проявят особого восторга от подобного самоуправства.
Не забыли и "классику". На ВАЗ-2101---2107 ставят 15-дюймовые передние дисковые тормоза, а вот задние оставляют барабанные. В результате получается довольно неплохо.
Задние диски.
А вот ситуация с задними тормозами обстоит еще сложнее. Как мы отмечали ранее, отечественный автопром с завидным упорством комплектует машины задними барабанными тормозами. На лицо их врожденные недостатки. Так, при активном движении эти тормоза очень сильно нагреваются и, как уже говорилось, начинаю терять свои свойства. В результате машина начинает «вилять задом». Более того, слишком часто водителю приходится подтягивать систему ручного тормоза. Если владелец уж слишком лихачит, то по несколько раз в месяц. Также не слишком радует и тот факт, что осуществить проверку состояние тормозных колодок у таких вот барабанных тормозов значительно сложнее по сравнению с дисковыми. И это еще не все. У многих на слуху истории про то, как не замеченный вовремя дефект барабана становится причиной крупной аварии.
Ставить дисковые тормоза на задние колеса «Жигулей» никто не запрещает. Имеется даже несколько вариантов такого, с позволения сказать, up grade.
• Вариант первый рожден русской смекалкой и кулибинством. Создателями стали спортсмены. На свои гоночные «восьмерки» они установили дисковые тормоза от мальтки - «Оки». Доделывать особо ничего не пришлось. Но возник ряд довольно весомых проблем, которые допускались в спорте, но в обычной городской жизни доставляли большие неудобства.
Основное - задние дисковые тормоза на ВАЗе работали слишком эффективно, не сравнить с барабанными. И это, как не парадоксально, не лучшим образом сказывалось на управляемости автомобилем. Машина начинала при торможении «вилять задом». Это объяснялось тем, что тормоза от «Оки» не были рассчитывались для работы в качестве тормозных механизмов на задних колёсах. Необходимо было почти на треть понизить их эффективность. Подобный дисбаланс приводил к тому, что мастер должен был искусственно перекрыть «кислород» задней тормозной магистрали. Для этого устанавливали особые краны, для того что бы принудительно регулировать тормозные усилия на передний и задний контуры.
И несколько слов о самом тормозном контуре. Это очередной элемент модернизации. Контур на ВАЗах выполнен по, так называемой, диагональной схеме. Другими словами, правое переднее и левое заднее колеса составляют один контур, другая пара колес - второй контур. В процессе установки дисковых механизмов на задние колеса возникает необходимость заново делить контуры: перед и зад отдельно. И это не все нехорошие моменты. При «окушковом» варианте ручной тормоз в его обычном понимании уходит. Следует говорить о гидравлической системе. Она так же больше подходит спортсменам в качестве дополнительной системы торможения, но вот для городского авто она мало пригодна. В результате «овчинка не стоит выделки»: переделок много, вложений достаточно, да и узел является ответственный. Что упустишь или недоработаешь – в дороге может случиться беда.
• Еще, как вариант, встречаются собственные переделки от ВАЗов. Если быть точнее, берутся дисковые передние тормоза от переднеприводной модели «Жигулей» и ставятся назад. Кроме того, следует установить спереди более мощные диски. Проблемы подобных переделок такие же, как и у предыдущего варианта. Определенным усредненным вариантом служат попытки поставить задние суппорта иностранного производства. К примеру, встречаются механизмы от Volkswagen. Правда и вложить в такую модернизацию придется куда больше денег. Работы также достаточно.
• Самым удачным способом можно считать установку заводских дисков. На сегодняшний день АвтоВАЗ в официальном порядке на свои машины задние дисковые тормоза не устанавливает, но проект подобных тормозов существует. И предназначен он для модели ВАЗ-2112. Они проходили испытания, но в серийную комплектацию не вошли. Их производят небольшими партиями, и по завышенным ценам их можно приобрести и установить. Цена компенсируется отсутствием доработок. Все механизмы сделаны конкретно для ВАЗ. Специалисты рекомендуют устанавливать именно этот вариант. Только вот инспектор ГИБДД, при желании, может придраться к тормозам «неустановленного образца».
Периферия
Тюнинг ВАЗовской тормозной системы одними дисками не ограничивается. Первым делом следует заменить «водопровода». Не секрет, что тормозные шланги из резины могут вздуваться и растягиваться. Лучше заменить их на фирменные армированные. Подлежат замене и фитинги. Наш автопром медленно стал переходить на металлические тормозные трубки. Специалисты рекомендуют ставить «медь», так как она более стойка к коррозии в сравнении с «металлом». Динамичная езда подразумевает более интенсивное и частое торможение. Эффективность торможения при увеличении температуры понижается. Специалисты советуют придирчиво выбирать тормозные колодки. Сэкономив на колодках, но купив «понтовые» диски, можно несколько недель полностью «убить» диски. Лучше выбирать дисками и колодками от одного производителя. Так более понятно качество деталей.
В тюнинге, когда производят доводку тормозов, обычно ставят вакуумный усилитель тормозов, который отличается прогрессивной характеристикой. В пару ставят главный тормозной цилиндр увеличенного диаметра. Подобные ухищрения дают возможность уменьшить ход педали, а так же снизить прикладываемые усилия, при этом фактически меняя передаточное число тормозного привода. Сила торможения повышается. Подобные доработки встанут владельцу ВАЗа не слишком дорого – около 1500 руб.
Итоги
Будет очень жаль, если эта статья дала вам не достаточное количество информации. Но большим разочарованием станет тот факт, что кто то будет думать о тюнинге, как об очень простом деле. Неопытность и халатность таком деле опасна. Доверять его следует только профессионалам, которые смогут адаптировать тормозную систему автомобиля под определенные условия езды. Так же не стоит переоценивать собственные возможности и своего автомобиля. И лучше раньше нажать на педаль, чем постоянно испытывать прочность тормозной систему, рискуя при этом своей жизнью.